Что есть что в субкультурах, или Глоссарий, он же Краткий толковый словарь

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: украинский контекст >> Что есть что в субкультурах, или Глоссарий, он же Краткий толковый словарь >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/13/38/6


Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст

Что есть что в субкультурах, или Глоссарий, он же Краткий толковый словарь

Альтернатива (в переводе «другой вариант») — термин, в применении к молодежным субкультурам означающий уменьшение роли бунтарства в молодежном движении. На смену различным формам манифестации в альтернативе приходит самореализация человека как личности. Как следствие такой переориентации выступает чрезвычайно важная для культуры тенденция взаимооткрытости культур и их взаимообогащения, в том числе идеями тех культур, которые ушли в прошлое, а применительно к молодежной культуре — в синтезе традиционной и молодежной культуры Альтернатива предлагает новые моральные, эстетические и идеологические модели, новые ценностные ориентации, ориентированные на субъективные убеждения индивида. Из сферы альтернативы (альтернативной культуры) пришли и стали достоянием широких слоев идеи пацифизма, мистические ориентации, медитация пр.

Альтернативная автокреация — форма самосовершенствования и самореализации молодежи через творческую деятельность вне пределов официальных форм, существующих в обществе. Чаще всего это андерграундная (см.) музыка или журналистика, издательская деятельность. В качестве примера можно привести одесский молодежный альманах «Нервометр» (Од., 2002).

Альтернативная религиозная терапия направлена на индивидуальное самосовершенствование личности, осуществляемое в сообществе, которое охватывает различные виды тренинга сознания, психотерапии и др., обеспечивающего психическое равновесие. Чаще всего, как утверждают ученые, появление терапевтических групп связано с кризисом авторитетов — поэтому члены таких групп нередко оказываются жертвами харизматических «лидеров», таких как Чарльз Мейсон, Майкл Девид (группа «Дети Господа»), М.Цвигун и Ю.Кривоногов (группа «Белое Братство»).

Андерграунд (андеграунд) — весьма широкое понятие. Возникновение его связано с тем, что во второй половине 60-х годов появилось множество групп, которые пытались найти нетрадиционные пути в музыке. Обобщив философию хиппи и различные музыкальные течения, они экспериментировали со звуком и долгое время играли лишь для узкого круга слушателей, находясь «в подполье» музыкальной жизни и принципиально отвергая коммерческий успех. Их независимость кончилась в 1969 году, когда фирма «Колумбия» начала выпускать серию пластинок «That-s Underground» имевших шумный успех и ставших достоянием массовой культуры. Однако термин «андерграунд» оказался настолько удачным, что его употребление вышло далеко за пределы собственно музыкального течения. Ныне термин «андерграунд» чаще применяется в значении «подпольное, неофициальное, гонимое искусство».

Битники (англ. «beat generation» от «beat» — бить, разбивать) — молодые интеллектуалы, принадлежавшие к так называемому «разбитому поколению» 50-60 гг. Отвергая своим поведением традиционные нормы и ценности, они протестовали против лжи и лицемерия общества, за видимым благополучием которого скрыты жестокость и взаимное равнодушие. Битники как бы самоисключаются из общества, создавая дистанцию между собою и окружающим миром, который они брезгливо игнорируют, не предлагая альтернатив. Мироощущение битника воплотил поэт Ален Гинзберг в поэме «Вопль»:

Мечты! Привязанности! Озарения! Религия!
Покончено со всей этой сентиментальной чепухой!
Безумное поколение! Они плывут на скалы времени!
Они прощаются! Прыгают с крыши!
В одиночество! На улицу!

Брендинг получившая распространение вначале в садомазохистских субкультурах форма ритуального получения наслаждения через страдание. В брендинге при помощи раскаленного металла на тело наносится рисунок. Брендинг и его различные формы возник и распространился тогда, когда распространенные в ряде субкультур татуировка и пирсинг стали использоваться поп-культурой и превратились в модные детали — таким образом, для субкультуры главным оказался в этом случае ритуальный элемент брендинга.

Геймеры — сравнительно новый термин, которым обозначают фанатов виртуальных игр, живущих в виртуальной реальности значительную часть своего времени и избегающих активных контактов с окружающим миром.

Гопники (польск. «хит-люди», русск. «любера») — появились в крупных городах Украины в 80-е годы. Молодежь 14-20 лет, с низким уровнем образования, крайне низким уровнем культурных запросов. Обычно это дети из социально незащищенных и неблагополучных семей, часто учащиеся профтехучилищ, школ-интернатов, воспитанники исправительных учреждений. Гопники исповедуют нонконформизм, культ силы, агрессивности по отношению ко всему чужому, в том числе другим субкультурам. Моральные принципы «гопников» просты и сводятся к уничтожению предателей (изменивших группе), хиппи, пацифистов, насильников, а также презрению к органам законности и правопорядка.

Гипертекст — понятие, использующееся для описания электронных текстов, связанных с другими текстами. Термин «гипертекст» был введен в 1974 году Т. Нелсоном в книге «Компьютер — машина снов» для анализа разрушения традиционной в литературе «линейной» схемы повествования. Всем ныне известные «гипермедиа» включают собственно текст на дисплее компьютера, а также звук, рисунки, движущиеся изображения. Таким образом создается «гиперлитература», которой присуще новое, «виртуальное воображение».

Графитники (от слова «граффити» — нацарапанное изображение; само слово происходит от греческого «графо», означающего «веду линию») — молодежные группы, обычно состоящие из людей, имеющих художественное образование или навыки художественного творчества. Графитники по своей воле, не обращая внимания на отношение властей и жителей, разрисовывают изображениями и лозунгами стены, ограды, туннели, транспорт.

В строгом смысле слова графитники не являются полноценной субкультурой, так как их можно рассматривать как объединения альтернативного (см.) искусства.

Искусственная жизнь. Это понятие связано сегодня в первую очередь с биоимитирующими компьютерами, то есть компьютерами, запрограммированными не на анализ, а на моделирование живых процессов и организмов, вплоть до « монтажа» ДНК. С понятием «искусственной жизни» связано получающее все большую популярность представление о компьютере как этапе эволюции человека.

Кракеры ломают защитные коды на лицензионных играх, делают доступными платные сайты и Интернет, осуществляя таким образом в своеобразном компьютерном варианте лозунг всеобщего равенства.

Ламеры — молодые люди, проводящие большую часть своего времени возле компьютера (синдром «компьютерной зависимости»), не имея достаточно глубоких знаний и не стремясь овладеть компьютером на профессиональном уровне.

Мем — термин, обозначающий «единицу культурного смысла». Его появление связано с остро дискуссионной теорией оксфордского ученого-зоолога Ричарда Даукинса, обосновавшего меметику (учение о меме). Меметика утверждает, что способы распространения в современном мире множество явлений культуры, от поп-музыки, модных увлечений до религий и философских теорий, сходны с механизмами распространения эпидемических заболеваний. В книге Дугласа Рашкова «Осторожно: вирус массовой информации!» (1994) предлагает рассматривать современные СМИ как живых существ, создающих «датасферу», в которой живут и развиваются мемы.

Мультикультурализм. Главным в этом термине следует считать слово «мульти» — от латинского «много». Иногда как его синоним употребляют термин «поликультурность». По сути, мулътикулыпурализм является продуктом ситуации постмодернизма, которой присуща идея культурного равенства, одинаковой ценности всего культурного материала , имеющегося в распоряжении человечества. Мультикультурализм определяют как космополитическую философию (от слова»космополит» — гражданин мира), отстаивающую сохранение в этнически неоднородном обществе тех особенностей, которые присущи отдельным народам, составляющим это общество.

Для современной украинской культуры проблема мультикультурализма весьма актуальна, в силу того, что, согласно Конституции, понятие «народ Украины» составляют все нации и народности, проживающие на ее территории, при этом каждая из этнических групп имеет законодательно утвержденное право удовлетворения культурных потребностей. Вместе с тем проблема эта является острой и даже болезненной — достаточно вспомнить о таком явлении, как культурная ассимиляция. В СССР она проводилась под лозунгом «стирания национальных различий» и появления на месте различных наций и народностей единой наднациональной общности «советский народ» (представителей этого мифического «народа» в просторечии до сих пор нередко именуют «совок»). Языком межнационального общения являлся и продолжает являться русский, что до сих пор обеспечивает широкие культурные контакты народов, живущих на огромной территории от Тихого океана до Карпатских гор. Однако при этом возникла своего рода мутация: значительное количество людей разных национальностей на территории бывшего СССР не владеют никаким иным языком кроме русского — то есть они отрезаны от собственной национальной культуры, на них прерывается культурно-генетическая цепь, соединяющая человека с поколениями его предков. Таких людей выдающийся киргизский писатель Чингиз Айтматов в свое время (70-е годы) назвал «манкуртами», и слово это, увы, актуально по сей день.

Нео-хиппи (хиппи-пацифисты) — продолжают традиционное для движения хиппи отрицание присущего современному обществу культа коммерционализации, нередко противопоставляют им адаптированные к европейской ментальности элементы восточных религиозно-философских учений (например, Харе Кришна).

Ныо-эйдж. Общее обозначение для идеологии, обслуживающей современную ситуацию безграничного удовлетворения потребностей, когда в гигантских залах современного супермаркета покупатель уподобляется первобытному собирателю съедобных плодов, наталкивающемуся на все новые и новые «вкусности». В соединении с Интернетом и системой торговли через Интернет такое блуждание становится виртуальным, не требующим даже выхода из дому — по удачному выражению Ильи Кормильцева, эта новая реальность — Всемирный Виртуальный Интерактивный Супермаркет как среда существования в нью-эйдже.

Отказники (обджекторы, отказники от военной службы) — современный вариант радикальных эко-пацифистов. Отрицают обязательную военную службу сугубо с пацифистских позиций.

Панки — возникли в 70-е годы в Великобритании. Мировоззрение панков ближе всего к анархизму (лозунги «Мир без границ, без правительств, суда, полиции, мир без каких-либо ограничений». В 80-е годы в различных европейских странах возникают группы наци-панков, выступающих под националистическими лозунгами. Экстремум панк-культуры приходится на 90-е годы. Субкультура отличается крайней подростковой агрессивностью, выразителем которой стал стиль «grunge» — «поколения X». Эстетика панков ориентирована на освоение таких категорий, как безобразное, культ мерзости, агрессивность, нецензурщина; особое место в системе панк-ценностей занимает культ рок-музыканта Курта Кобейна.

Панк-рокеры. Появление этой субкультурной группы связывают с образом мутанта Голема — героя произведений Т.Вейса. Панк-рокеры принадлежат преимущественно к среде фанов «Секс пистолз» и близким к ним группам. Панк-рокеры сочувственно относятся к аутсайдерам и изгоям общества: бомжам, алкоголикам, одиноким неустроенным людям, оказавшимся на обочине жизни.

Поколение «Икс». Термин, связываемый обычно с одноименным романом Дугласа Коупленда (см. выше). Однако следует подчеркнуть, что сегодня выражение «поколение «Икс» нередко употребляется как синоним понятия «современный образ жизни», «нынешние молодые».

Растаманы, (растафарианы) — движение, которое сложно причислить к собственно молодежным, т.к. к нему примыкают и люди 30-40 лет. Возникновение растаманского движения существующая в нем традиция связывает с именем музыканта Боба Марли, уроженца Ямайки. Не имея организационно оформленных структур, длительной традиции, не признавая расовых и возрастных ограничений, а также границ в политическом смысле, растаманство является скорее движением, членов которого объединяет нонконформизм, культ личной свободы, неконфликтность, употребление «мягких» наркотиков и специфическая прическа («дреды»). В СНГ растаманы издают собственный журнал «НАШ», распространяющийся и в Украине, имеют сайт, где концентрируется растаманский фольклор и складывается мифология движения.

Сатанисты. Ученые определяют сатанизм как мистически-религиозную субкультуру, чьи корни уходят (в отличие от большинства молодежных субкультур) в сравнительно отдаленное прошлое. В Восточную Европу сатанизм пришел вместе с модой на музыку «хэви-металл», близки к сатанистам т. наз. «металле» — фаны музыки стиля «хэви-металл» и фаны т. наз. «черной готики» — музыки в стиле «gothic rock», навеянной модой на германо-скандинавскую мифологию и средневековье. Все они носят длинные волосы, короткие бородки, кожаные брюки и куртки, массивную обувь, серебряные или металлические цепи, брелки (часто в форме перевернутой пентаграммы и черепа).

Семейные ценности. Сегодня «семейные ценности» являются термином и понятием, фактически противостоящим понятию и термину «альтернатива». Впервые о «семейных ценностях» заговорили в 1966 году, на пике молодежной культуры в «горячие 60-е», когда с ним связывали понятие «культурной войны «по отношению к тем альтернативам существующим ценностям, которые утверждали молодые бунтари. Идея «семейных ценностей», весьма популярная на сегодня, включает много аспектов, объединенных позитивным отношением к будущему.

Серийная моногамия — понятие, связанное с категорией «семейных ценностей». Серийная моногамия возникла и распространилась как реакция на плоды «сексуальной революции», развернувшейся на гребне молодежных движений 60-х годов. «Сексуальная революция» утверждала принцип абсолютной свободы взаимоотношений между людьми, отсутствие каких бы то ни было вытекающих из этих отношений обязательств между ними, резко отрицала институт брака как таковой, заменяя его принципом «свободной любви». Результатом стало неуклонное сокращение официальных браков. Однако принцип «серийной моногамии» («моногамия» — «однобрачие», союз только одного мужчины и только одной женщины) в определенной степени возвращает к традиционному браку, хотя и в такой же степени противостоит ему. С одной стороны, «серийная моногамия» основана на стабильной семейной жизни со всеми ее атрибутами, включая супружескую верность, общее хозяйство, бюджет, совместный отдых, поддержание отношений с родителями супругов и т.д. Однако длительные обязательства при этом отсутствуют. Супруги не изменяют друг другу, не заводят романов «на стороне» — они просто рвут отношения с партнером, чтобы начать все с самого начала, но уже с кем-то другим.

Скины («бритоголовые») — появились в 80-е годы под лозунгами крайнего национализма и шовинизма, насаждающего ненависть к представителям других наций и религий, исключительность своей нации. Они противники демократии, их идеал — «сильная рука», авторитарный вождь, их не пугает даже тираническая форма правления, если такой вождь «наведет порядок». В среде скинов распространены культы Гитлера, Сталина т.п., поэтому иногда их определяют как неофашистов, неосталинистовь «красно-коричневых». Скины интересны как субкультура, «не укладывающаяся» в универсальное деление на субкультуры « бунта» и субкультуры «бегства». С одной стороны, скины сознательно дистанцируются от общества, с другой — они часть общества, политически чрезвычайно активная, постоянный источник дестабилизации общественного порядка.

«Сознание Кришны» («Движение Сознания Кришны») — составная часть Движения Кришны, центр которого находится в Индии. Кришнаиты в Украине выступают за свободу, гуманные отношения между людьми, они принципиальные противники войн и в этом сближаются с хиппи, которых также отличает интерес к восточным религиям.

Стрейт-эйдж, «прямое время», «правильный возраст», в переносном смысле -«стальной стержень» — идеология, связанная с субкультурой неопанков (см.) Началом движения «стрейт-эйдж» считается появление музыкальной композиции группы «Фугаци». «Главная угроза», где было сформулировано кредо нью-эйджа: «Я не желаю жрать таблетки, Мне смешно, что можно нюхать клей... Моя жизнь — это стальной стержень».

«Уорд Вайд Вэб» (WWW), «Всемирная Паутина». «WWW» — графический интерфейс компьютерной сети «Интернет». Основные черты WWW были разработаны в Европейской лаборатории физики и элементарных частиц в 1989-1992 гг. с целью обмена текстами и изображениями. Основанный как информационная сеть, Интернет на наших глазах становится сетью обмена товарами и услугами, в числе которых оказываются и идеи. Ничем не ограниченный ассортимент «интернет-товаров» соединяется (опять-таки на наших глазах) с ничем, кроме наличия включенного в сеть компьютера, не ограниченной сферой их «потребления» пользователями. Интернет ведет к созданию особой интернет-культуры с собственной мифологией. Например, «сотворением мира Интернета» считается продажа в августе 1995 г. 24-летним Марком Андерсеном за 50 млн. долларов своего пая в акциях компании «Нетскейп» — ведущего производителя системного программного обеспечения. Сегодня уже есть основания рассматривать WWW как потенциально самостоятельную культуру со своим языком общения, хронотопом, парадигмой, ритуалами, традициями, нормами, культурными героями (такими, как Билл Гейтс) и пр.

Фаны (от латинского «фанатик» — «безумец»: так в Древнем Риме называли последователей религиозного культа, в ритуальных целях наносивших себе тяжелые увечья) — это поклонники спортивных команд, поп-звезд, известных актеров и т.п. Существует даже сеть фан-клубов покойной английской принцессы Дианы. Деятельность фанов простирается от собирания информации и реликвий, связанных с объектом поклонения, до организации массовых беспорядков во время спортивных состязаний т.п.

Хакеры (в переводе с англ. «взломщики») — сравнительно новая для Украины молодежная субкультура. К ней принадлежат компьютерные преступники, «взламывающие» сайты. Хакер обманывает банковские системы, запускает в сеть компьютерные вирусы т.п. В более широком понимании хакеры — это те, кто делает мир виртуальной реальности доступным для всех желающих (на Западе за такими людьми закрепилось название «кракеры»). Они ломают защитные коды на лицензионных играх, делают доступными платные сайты и Интернет, осуществляя таким образом в своеобразном компьютерном варианте лозунг всеобщего равенства.

Хардкор — выросшая из движения неопанков субкультура, проповедующая здоровый образ жизни, включающий строгое вегетарианство (веганизм), защиту животных, воздержание от алкоголя, наркотиков, курения, половых связей.

Хиппи («дети-цветы»). Субкультура хиппи фундируется на стремлении вырваться из-под ига цивилизации. Молодые люди, примкнувшие к движению, были уверены, что надо вернуться к забытым традициям предков и вернуть их в свой быт. При этом понятие «традиция» заключает в себе широкий смысл. Хиппи обращаются к религии и философии Востока, вводят в свой обиход восточную и так называемую «психоделическую» музыку, символику, ритуалы. Их идеал — жить коммунами в домах, вписывающихся в природу и не вредящих ей, восстановить культурные связи Европы и Востока и достичь гармонии людей между собой и с природой.

Хиппи по возрасту младше битников, это еще почти подростки, нередко из вполне благополучных и обеспеченных семей, ушедшие из дома, объединившиеся в свободные группы на основе взаимной любви и отказа от какого бы то ни было насилия.

Образ жизни хиппи — бродяжничество, идеология — призыв ко взаимной любви и добру, религия — своеобразная смесь из элементов буддизма, индуизма, языческих ритуалов и др. В 80-е годы появились т.наз. нео-хиппи, или хиппи-пацифисты, выдвигающие в качестве основных отдельные аспекты в целом предельно эклектичного мировоззрения хиппи, например, культ Кришны.

Экологическая альтернатива (экологически-пацифистская альтернатива). Объединяет людей, защищающих окружающую среду от промышленной экспансии, вмешательства человека в естественную жизнь природы. С точки зрения социально-экономического прогнозирования, защита экологических идей утопична, однако экологическая альтернатива становится все более популярной в мире — достаточно вспомнить о «Партии зеленых», широко известных международных акциях по борьбе с последствиями экологических катастроф (да и само понятие «экологическая катастрофа» как юридический термин во многом обязано своим появлением экологической альтернативе). Появление в нашем городе таких немыслимых в СССР учреждений, как приют для брошенных животных — это также свидетельство существования в нашей стране все усиливающейся экологической среды, которая постепенно становится важным фактором жизни человека и оказывает все большее влияние на политику.

Япи — возникший в США во время президентства Рональда Рейгана термин, которым описываются молодые люди, ориентированные на достижение места во властной элите, то есть на карьеру, деньги, славу. Очень ухоженные, с безупречными манерами, они, по определению социологов, «воспитаны на программах МТУ, мультиках с Бардом Симпсоном, компьютерных играх и «чате», то есть являются продуктом массовой культуры, информационного общества.

 << Молодежная культура в Украине |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Литература >>


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования